Псалом 18:9 «Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи. 10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны; 11 они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота; 12 и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда».
Псалом 118:20: «Истомилась душа моя желанием судов Твоих во всякое время».
Само страстное желание псалмопевца видеть осуществление судов Божьих, которые для Давида вожделеннее золота чистого и слаще меда, для нас сегодня кажется переживанием и желанием довольно странным, — если не сказать больше. Добавьте сюда утверждение, что человек Божий охраняется ими, и вы вообще собьете с толку тех, кто хочет охраняться исключительно Божьей милостью и благодатью, а суд воспринимает как нечто чуждое и нежелательное — и это еще мягко сказано!
Переживания пророков и людей Божьих в Библии — от Бытия до Откровения — часто с трудом вмещаются в сердце современного христианина, который привык жить на уровне поверхностного «фаст-фуд» умиления и переживания присутствия, наличие которого определяется по собственному приподнятому настроению. Для них намного ценнее внезапно упасть под действием силы Божьей и лежать несколько дней пророчествуя, чем прилежно искать Бога в молитве, преодолевая свою ленивую плоть, терзания и узлы собственной души. Но, как ни странно, хотя Саул и дважды лежал пророчествуя непрестанно более суток (1 Цар. 10:10; 19:24), но мы не находим в Библии ни одного пророчества Саула, и ни одного его псалма — видимо, Господь не посчитал это чем-то ценным для следующих поколений. Между тем как о Давиде мы не находим ни одной записи о такого рода «encounter» (что именно так и переводится: «неожиданная встреча, внезапное столкновение»), и я не сомневаюсь, что если бы такое имело место, об было бы упомянуто. Если не упомянуто, значит или его не было, или оно того не стоит.
(В данном случае — это не критика практики «энкаунтеров», — есть люди, которым это служение действительно помогло, без того, что они «присели» на ежемесячные «неожиданные встречи» и «внезапные» падения и возлежания в духе.)
Но при всем этом, есть обилие пророческих псалмов Давида, в которых мы видим его терзания, муки, поиск, обретенную «через-не-могу» веру , надежду «сверх надежды», настоящее торжество настоящего победителя и искренняя радость об обретенной благодати.
Саулу, накануне его сверхъестественного переживания, как написано, «Бог дал иное сердце» — он обрел смелость и почувствовал власть — но, по большому счету, это был дар Божьего Духа, а не плод Духа, который меняет наш характер. Плод — результат длительного и зачастую болезненного процесса, результат сознательного ежедневного выбора, терпения и настойчивости. Словом, всего того, что всего того, что нам хотелось бы избежать… Конечно, упасть одним, какое-то время полежать «не в себе», и встать совершенно другим — кому не понравится такая перспектива? Чем не «благодать»? Но, так, к сожалению, это не работает… Как говорит Дерек Принс: «Любой путь в небеса, который обходит скорби, является обольщением». И чем сильнее обольщение, тем глубже разочарование. Нет печальнее зрелища, чем наигранная радость и приторная любовь.
Но вернемся к нашей теме. Почему же само понятие суда стало настолько отпугивающим для людей в целом, и для христиан, в частности? Мы живем в мире, исказившем понятие праведности и правосудия. В мире, который прячется от Бога, ищущего Своего согрешившего сына для прогулок в освежающей прохладе дня. Правосудие и правота — основание Божье. Суд — как Божья концепция — это, в первую очередь, место не для наказания и осуждения виновного, но для утверждения правды и оправдания праведника. Суд — это место безопасности и торжества правды. Даже в примере с апостолом Павлом, который сознательно встал под суд кесаря (по сути, языческого императора), мы находим охрану и безопасность. Религиозный самосуд, произвол властей, более 40 заклявшихся не есть и не пить — все это было устранено требованием верховного суда кесарева.
Неоднократный призыв Писания: «предайте (себя, ситуацию, врагов) суду Божьему», на самом деле является призывом обрести безопасность, укрыться в Боге. Именно тогда мы понимаем сердце Давида, когда он говорит в Псалме 34: 24 «Суди меня по правде Твоей, Господи, Боже мой, и да не торжествуют они надо мною; 25 да не говорят в сердце своем: «хорошо! по душе нашей!» Да не говорят: «мы поглотили его». И далее в Псалме 53: 3 «Боже! именем Твоим спаси меня, и силою Твоею суди меня. 4 Боже! услышь молитву мою, внемли словам уст моих, 5 ибо чужие восстали на меня, и сильные ищут души моей; они не имеют Бога пред собою».
Почему мы находим покой и безопасность в судах Божьих? Потому что мы знаем, что: 1) Бог справедлив и Его суд истинен — мы можем быть уверены, что даже врагов наших Он будет судить справедливо и у нас нет страха, что наш суд оказался неправедным; 2) Господь человеколюбив и многомилостив — воистину, как говорил тот же Давид, «пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердие Его; только бы в руки человеческие не впасть мне…» (2 Цар. 24:14).
Влад Чазов (координатор служения Дерека Принса в Украине).
Что такое суд, когда мы просто обязаны судить, когда мы не должны судить, — с Библейским исследованием этой очень важной и глубокой темы вы можете ознакомиться в книги Дерека Принса:
«СУДИТЬ или РАССУЖДАТЬ: когда? почему? как?»
Заказать эту книгу вы можете здесь: Служение Дерека Принса в Украине.