Март 1995 г.
Дорогой Друг!
Мы продолжим наше обсуждение темы поклонения. В Псалме 95:8 мы находим первейшее условие приближения к Богу: несите дары, и входите во дворы Его. В Исходе 23:15 Господь подтверждает это: «…пусть не являются пред лицо Мое с пустыми руками».
Существует много различных видов приношений, которые мы можем подносить Богу: благодарения, хвала, деньги, имущество, служение, дело наших рук. Но именно в поклонении мы приносим Богу наше высшее приношение: самих себя. Любая религиозная деятельность, которая не приводит к посвящению себя Богу, не является истинным поклонением.
Во многих местах Ветхого Завета мы находим приношение, которое символизирует наше посвящение себя Богу – это приношение хлебное (см. Лев. 2:1-11). Здесь есть несколько важных принципов, которыми мы должны руководиться в поклонении.
Если мы хотим, чтобы поклонение было угодно Богу, то жизни, которые мы приносим Ему, должны быть «тонкого помола», – полностью подчинены Божьему научению. Не должно быть никаких «комков» в виде своеволия или непослушания.
Хлебное приношение сопровождали два духовных атрибута – елей и ладан. Елей является прообразом Святого Духа, который напоминает нам о нашей зависимости от Него, чтобы сделать наше приношение угодным Богу. Ладан – это благовонная смола, которая по виду не представляет ничего особенного, но при возжигании начинает источать особый аромат. Это поднимающееся вверх благоухание символизирует возношение нашего поклонения Богу.
Из всего приношения лишь пригоршня елея и муки возжигалось Господу – все остальное отдавалось священнику. Один только ладан (как символ поклонения) был полностью сжигаем Богу. Это предупреждение для нас, что никто из людей не вправе принимать даже легкого дуновения поклонения от Божьего народа. Служители Божьи, которые разрешают своим последователям предлагать им что-либо сродни поклонения, попадают под осуждение Божье. Это – одна из причин, почему в последние десятилетия мы были свидетелями крушения некоторых помазанных служителей и служений.
Хлебное приношение ни в коем случае не должно быть смешано, ни с чем-то квасным, ни с медом (стих 11). В Новом Завете Павел говорит об «опресноках чистоты и истины» (1 Кор.5:8). Квасное символизирует любое проявление неискренности и нечестности. Запрет добавлять в приношение мед еще нагляднее подчеркивает ту же мысль. Мед сладок на устах, но, в отличие от ладана, не проходит испытания огнем. При горении он чадит и превращается в неприглядную черную липкую массу. В нашем поклонении мы должны избегать любых преувеличений или любой религиозной велеречивости. Мы не смеем делать никаких заявлений или провозглашений посвящения, которые не пройдут испытания огнем.
Наконец, каждое хлебное приношение должно было быть приправлено «солью завета» (стих 13). Бог вступает в постоянные отношения с человеком только на основании завета, то есть взаимного посвящения между Богом и человеком. Поклонение, которое не исходит из посвящения завета, лишено соли, безвкусно и неприемлемо.
Доступ к Богу
В Псалме 99:4 мы находим две последовательные фазы в приближении к Богу: «Входите во врата Его со славословием (в оригинале Библии – с «благодарением»), во дворы Его – с хвалою». Прежде всего, мы входим во врата с благодарением. Затем с хвалой мы проходим через дворы и таким образом получаем прямой доступ к Богу. Мы можем молиться Богу и «не войдя во дворы», и Он услышит нас, но в таком случае мы молимся как бы издалека.
Мы будем подобны десяти прокаженным, описанным в Евангелии от Луки 17:12-19: мы можем взывать к Иисусу издали, и Он услышит нас, и помилует нас, но близко подойти к Нему мы не сможем. Примечательно, что единственный прокаженный, который действительно близко подошел к Иисусу, был тот, кто вернулся, чтобы воздать Ему благодарность. Иисус сказал ему: «Вера твоя спасла тебя». Все десять прокаженных были исцелены, но только воздавший благодарение, коснулся и спасения.
В Псалме 94:1-7 мы проходим через те же самые две фазы приближения к Богу – благодарение и хвалу. Но затем псалмист ведет нас на один шаг дальше – в поклонение. Стихи 1 и 2 описывают громкую, ликующую хвалу и благодарение. Стихи 3, 4 и 5 показывают причину нашей хвалы – великолепие Божьего творения. В 6 стихе мы переходим к поклонению: «Приидите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицом Господа, Творца нашего».
И снова мы видим, что поклонение находит свое выражение в положении нашего тела – поклоне и склонении колен. Стих 7 открывает причину, почему нам следует поклоняться: «…ибо Он есть Бог наш». Поклонение целиком и исключительно принадлежит Богу. Тот, кому мы поклоняемся, есть наш Бог. Но последняя строчка стиха 7 ведет нас еще на один шаг: «О, если бы вы ныне послушали гласа Его…». После громкой, обильной хвалы предыдущих стихов следует особая тишина, которая приходит только при поклонении. В этой тишине мы слышим лишь одно – голос Господа. И тогда мы слышим голос Божий звучащий так ясно и с такой властью, как не смогли бы услышать в другой обстановке.
Тишина является неотъемлемой частью истинного поклонения. Мы должны прийти к тому месту, где у нас нет никаких молитвенных нужд, никаких личных планов и никаких временных границ. Наше единственное желание – это быть в присутствии Бога. То, что последует за ним, должно исходить из Божьей инициативы, а не из нашей.
Сидя у ног Иисуса
В Евангелии от Луки 10:38-42 Мария (сестра Лазаря и Марфы) дала нам пример: она села у ног Иисуса и слушала Его слово, в то время как ее сестра была перегружена и раздражена служением. Марфа попросила Иисуса послать Марию на помощь к ней, но Иисус ответил: «…одно нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее».
Сколько посвященных служителей Божьих сегодня подобны Марфе? – они перегружены и раздражены усиленным служением. Они слишком заняты, чтобы «тратить время на Иисуса», сидя у Его ног.
Плод времени, которое Мария провела у ног Иисуса, был явлен далее (Иоан. 12:3-7). Пока остальные ученики сидели за столом и ели, Мария, «взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира» (стих 3). Это был акт поклонения, излитого в благоухании, которое наполнило дом.
Находившиеся там ученики начали критиковать Марию за расточительность, но Иисус одобрил ее, говоря: «…оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего» (Иоан.12:7). Оказалось, Мария была единственной из учеников, понимавшей уже тогда, что Иисусу предстояло умереть. Когда она поняла эту тайну? – не тогда ли, когда сидела у Его ног?
У евреев было принято помазывать тело перед погребением. Предвосхищая смерть Иисуса, Мария помазала Его тело самым дорогим бальзамом, который у нее был. И, как оказалось, только она одна обрела эту привилегию. Спустя некоторое время другие женщины пришли, чтобы помазать тело Иисуса (см. Марка 16:1), но они опоздали! – Он уже воскрес из гроба!
О, если бы народ Божий сегодня уделял время тому, чтобы сидеть у ног Иисуса! Тогда бы мы наверняка были бы более щедрыми в нашем поклонении. Да и были бы более открыты для такого рода особых откровений, которые иначе не придут.
Образец небесного поклонения
Видение Исаии позволяет нам приоткрыть завесу и краем глаза увидеть небесное поклонение серафимов (Исаия 6:1-8). Слово «сераф» прямо связано со словом на иврите, означающим «горящий». Серафимы были пламенеющими творениями. У каждого серафима было по шесть крыльев (тогда, как у херувимов было по четыре крыла, – см. Иез. 1:6).
Поклонение серафимов было двойным: оно находило свое выражение через их уста и тела. Своими устами они восклицали: «Свят, Свят, Свят Господь духов». «Свят» – единственное прилагательное в Писании, которое троекратно применяется лишь в отношении к Господу.
Серафимы производили крыльями три действия: двумя крыльями они закрывали свои лица, двумя они закрывали свои ноги, и двумя летали. Закрытые лица и ноги были актом поклонения. Полет был действием служения. Они использовали четыре крыла для поклонения, и только два – для служения.
Божьему народу, находящемуся на земле, необходимо следовать этому образцу. Прежде всего, мы должны уделять в два раза большее внимание поклонению, чем служению. Затем, нам следует признать, что эффективное служение проистекает из поклонения. Именно во время поклонения мы принимаем откровение и водительство для нашего служения.
В 4 главе Откровения мы попадаем в небесный Тронный зал. В этой короткой главе, состоящей из 11 стихов, слово «престол» встречается 14 раз. Именно отсюда осуществляется управление Вселенной. Главное ударение – на поклонении. Шестикрылые живые существа, по всей видимости, соответствуют серафимам из видения Исаии. Их тема – та же, и «свят» произносится троекратно: «Свят, свят, свят».
В 5 главе внимание сосредоточено на «Льве из колена Иуды», который есть «Агнец закланный», находящийся на Престоле. Присутствие «Агнца закланного» на Троне является вечным напоминанием о том, что победа приходит, когда мы полагаем свою жизнь. Престол источает волны поклонения, которые расходясь, в конечном счете, охватывают всю Вселенную.
Прежде всего, мы видим четыре живых творения и двадцать четыре старца, которые падают ниц и поют новую песню (стихи 8-10). Затем там есть миллионы ангелов, провозглашающих громким голосом: «Достоин Агнец!» (стихи 11-12). Затем все остальные творения на небе, на земле, под землей и в море присоединяются к хору, благословляющему Того, Кто сидит на Престоле, и Агнца (стихи 13-14). Кульминация – финальное «Аминь!» от четырех живых существ и двадцати четырех старцев (стих 14).
Единственный, Кто достоин быть в центре такого поклонения, – это закланный Агнец. Если наше поклонение на земле сочетается с поклонением на Небе, то оно будет сосредоточено на Сидящем на Престоле и на Агнце Иисусе, стоящем перед Ним.
Ваш, в служении Господу,
Дерек Принс.